Как известно, в Российской Федерации публичное исполнение музыкальных произведений без разрешения правообладателя не допускается. А публичное исполнение фонограмм допускается без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения.
Рассмотрим, можно ли заключить прямой договор с сервисом, предоставляющим фоновую музыку для бизнеса и могут ли РАО и ВОИС этому помешать.
В соответствии с п. 1 ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п.2 ст.1270 ГК РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
Согласно подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.
Аналогично, подп. 1 п. 1 ст. 1323, подп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ предусмотрено исключительное право изготовителя на использование фонограммы путем публичного исполнения, возможность распоряжаться исключительным правом на фонограмму.
Пунктом 1 ст. 1326 ГК РФ предусмотрена возможность публичного исполнения фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения. Данная норма означает, что пользователь вправе не получать согласие правообладателя на публичное исполнение фонограммы и с пользователя не подлежит взысканию компенсация за использование фонограммы без согласия правообладателя. Однако, необходим правовой механизм для выплаты правообладателю вознаграждения.
Организации по управлению правами на коллективной основе
В соответствии с п. 1 ст. 1242 ГК РФ, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).
Согласно п. 1 ст. 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:
- управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 1);
- осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подп. 6).
В соответствии с п. 3 ст. 1244 ГК РФ, организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК РФ, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
Также аккредитованная организация может обратиться в суд от имени неопределенного круга правообладателей; любая организация по управлению правами на коллективной основе вправе обратиться в суд в интересах правообладателей, которых она представляет (п. 5 ст. 1242 ГК РФ).
Это означает, что в соответствии с законом у РАО есть две основные опции:
- заключить договор с пользователем о предоставлении ему лицензии на использование музыкальных произведений и о выплате им вознаграждения в соответствии со ставками РАО. В случае если пользователь отказался РАО обратиться в суд с понуждением заключить договор.
- в отсутствие лицензионного договора с пользователем и вместо понуждения к его заключению РАО может (и именно так и делает) обратиться в суд с требованием выплаты компенсации за нарушение прав на музыкальное произведение. В недавнем времени утвержденный РАО размер компенсации составлял 20 000 рублей за одно произведение и 40 000 рублей за одно произведение - для "злостных" нарушителей.
С учетом того что фонограмма, опубликованная для коммерческого использования, может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, по идее, ВОИС может взыскивать только сумму вознаграждения. На практике же ВОИС при обращении в суд также взыскивает компенсацию за нарушение прав правообладателей в связи с использованием фонограммы и исполнений без выплаты вознаграждения.
Итак, вправе ли РАО и ВОИС собирать вознаграждения с пользователей, которые используют фоновую музыку на основании прямых договоров с правообладателями (включая цепочку сублицензионных договоров)?
Как мы выяснили выше, РАО и ВОИС могут осуществлять сбор вознаграждения на основании лицензионных договоров с пользователями и взыскивать компенсации за нарушение исключительных прав правообладателей.
В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233 ГК РФ), если ГК РФ не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ.
Таким образом, заключая договор с пользователем, правообладатель осуществляет свои фундаментальные права. С другой стороны, при обращении РАО и/или ВОИС к пользователю с предложением заключить лицензионный договор, пользователь имеет все основания отказаться, так как он уже имеет договор с правообладателем, заключенный в результате реализации правообладателем своих правомочий, а РАО и ВОИС осуществляют сбор вознаграждения также в пользу правообладателя.
В случае же намерения РАО и/или ВОИС взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав в удовлетворении таких требований должно быть отказано, так как пользователь не нарушает права правообладателя.