Бытует мнение, что ИП без работников лицензия не нужна. Это во многом заблуждение, связанное с тем, что нормы в отношении ИП разнесены по разным частям Закона об образовании и полностью его не все читали.
Да, действительно, в соответствии с п. 2 ст. 91 Закона об образовании, соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности не являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно.
Но! Дело в том, что возможности индивидуальных предпринимателей хоть с педагогическими работниками, хоть без в принципе ограничены по видам образовательных программ, которые они вправе осуществлять.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона об образовании индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. И все.
Критерии отнесения образовательных программ к тому или иному виду установлены Законом об образовании и подзаконными нормативными актами (Минпросвещения, Минобразования и др.).
К основным образовательным программам относятся:
- основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
- дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;
Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.
- основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Профессиональное обучение носит прикладной характер, перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение устанавливается подзаконным нормативным актом (сейчас это
Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" ).
Т.е. такие «вкусные» и апеллирующие к профессиональному честолюбию направления как программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки для индивидуальных предпринимателей недоступны. К слову, в их отношении тоже есть требования, нельзя просто разработать программу и назвать ее программой повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Тут сразу же скажу про так называемую сетевую форму реализации образовательных программ. На практике это происходит так, что некий институт с лицензией заключает за много денег договор с ИП на реализацию образовательной программы, ИП все делает сам, но выдает своим ученикам диплом этого института. Институт же на бумаге осуществляет некую аккредитацию образовательной программы и все.
Мне пока неизвестны (но я специально и не искала) случаи привлечения к ответственности за такую деятельность, но по мне – это чистый схематоз и обход закона, т.к. смысл сетевой формы в объединении равнозначных образовательных организаций, от того что лицо без лицензии заключило договор с организацией с лицензией не делает его деятельность более законной, т.к. он по-прежнему не прошел предусмотренный государственный контроль, аккредитация одной образовательной организацией программы другой образовательной организацией законом не предусмотрена.
Если столько ограничений – то в чем смысл заниматься образовательной деятельностью, а не проводить серии мастер-классов, к примеру?
Помимо того, что у многих лежит душа именно к образовательной деятельности, обучение в образовательной организации с лицензией или у ИП без лицензии позволяет физическим лицам получить социальный налоговый вычет, что может являться преимуществом.
С другой стороны, выдавать диплом «заборостроительного института» при сетевой форме реализации образовательных программ – сомнительное преимущество.